Вас приветствует телеканал "НПО Лаборатория К.", постоянно обновляемый каталог христианского видеоконтента.                                                                                                                                                                      "Мы ищем для Вас новые и интересные видеклипы, новости и фильмы..."
Телеканал Марии Православной
Городской старец — так называли современники отца Алексия Мечёва, настоятеля храма Святителя Николая в Кленниках. Во времена оскудения веры и начала гонений, когда пустели храмы, в Москве рождается приходская община, похожая на первоапостольские. Со всех концов, пешком по вставшей в революционном транспортном коллапсе Москве, прихожане спешили в храм до и после работы: на службу, на исповедь, за советом, на курсы, на лекции, на послушания. Революция ли, война, гонения или прочие катаклизмы, завет отца Алексия был один: делать свое дело, исполняя заповеди о любви к Богу и ближнему.

Данный труд митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая (Могилевского) (1874 – 1955) представляет собой краткое, но весьма четкое изложение святоотеческого учения о страстях и путях борьбы с ними. Также несомненным достоинством книги является большое число ссылок на труды святых отцов и учителей Церкви, что делает ее весьма полезной для учащихся духовных учебных заведений при изучении ими нравственного богословия, патрологии и аскетики. 1. «Жизнеописание митрополита Николая» 07:30 2. «Послушание диаволу» 29:07 3. «Пленение сердца» 18:40 4. «Анализ человеческих страстей. Плотские страсти» 20:13 5. «Душевные страсти» 77:50 6. «Общее понятие страсти» 12:31 7. «Путь к Богообщению» 22:42 8. «Борьба со страстями» 29:12 9. «Достижение бесстрастия» 60:48 10. «Воины Христовы» 17:31

7 ДЕКАБРЯ - ПАМЯТЬ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ. ЖИТИЕ СВ. ВМЧ. ЕКАТЕРИНЫ (в картинках).


Что такое любовь? Что такое христианская любовь? Умеем ли мы любить, и что нужно для этого? Ответы на эти вопросы вы найдете в аудиокниге «Четыре сотницы о любви». Автор книги — преподобный Максим Исповедник, пламенный борец за чистоту Православия, претерпевший за истину Христову многие испытания. Аудиокнига записана студией «Феофания» по заказу медиапортала «Предание».

Художественная литература, написанная святым — редкий случай. «Кассиана» святителя Николая Сербского — именно такой. История горбатой девушки, не нашедшей земной любви… Центральное место занимают «Сто слов о Божественной любви» — как некая концептуализация истории, рассказанной Николаем Сербским. В этой истории, больше похожей на старинную сказку или предание, рассказывается о горбатой девушке Юлии, жестоко обманутой своим женихом, о том как она через глубокие наставления монаха Каллистрата смогла простить обидчика и достичь истинной, небесной любви. Действие разворачивается на фоне Первой Мировой войны, в Сербии. 2. «Глава 1. Горбатая Юлия» 13:42 3. «Глава 2. Каллистрат» 10:53 4. «Глава 3. Дни и перемены» 11:51 5. «Глава 4. Кассиана» 12:36 6. «Глава 5. В монастырских стенах» 05:24 7. «Глава 6. Сто слов о Божественной любви. Слова 1–39» 42:00 8. «Глава 6. Сто слов о Божественной любви. Слова 40–51» 11:53 9. «Глава 6. Сто слов о Божественной любви. Слова 52–102» 57:14 10. «Глава 7. Все тайное становится явным» 12:27

Сборник поучений святых отцов и современных проповедников, посвященных гордости, наиглавнейшей и опаснейшей греховной страсти. 1. «Евангелие от Иоанна, 13:1–17» 02:08 2. «Свт. Игнатий (Брянчанинов) – «Кто исповедует грехи свои...»» 00:23 3. «Свт. Тихон Задонский – Яд, сокровенный в человеке» 02:51 4. «Прп. авва Дорофей – Не оправдывайте самих себя» 07:59 5. «Семь нечистых духов» 08:09 6. «Иеромонах Серафим (Роуз) – Тщедушие» 10:42 7. «Прот. Иоанн Восторгов – Самомнение» 12:20 8. «Свящ. Александр Ельчанинов – Демонская твердыня (о гордости)» 19:29 9. «Прп. Иоанн Лествичник – О многообразном тщеславии» 15:33 10. «Прп. Иоанн Лествичник – О безумной гордости» 11:28 11. «Прп. Иоанн Лествичник – О неизъяснимых хульных помыслах» 06:56 12. «Протоиерей Александр Шмеман – Возвышающий себя, унижен будет» 06:52 13. «Митр. Санкт–Петербургский и Ладожский Иоанн – О гордости и смирении» 09:13 14. «Прп. Ефрем Сирин – Уроки жизни. Восемь злых помыслов» 01:09 15. «Схиигум. Иоанн (Алексеев), старец Валаамского монастыря – Письмо с Нового Валаама» 03:54 16. «Митр. Сурожский Антоний – Бойтесь мнимой праведности» 06:33

Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или ином случае, и тончайший анализ промыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто решил опытным путем читать творения аввы Дорофея. Иноки, начав читать эту книгу, не расстаются с ней всю жизнь.

Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или ином случае, и тончайший анализ промыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто решил опытным путем читать творения аввы Дорофея. Иноки, начав читать эту книгу, не расстаются с ней всю жизнь.

Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или ином случае, и тончайший анализ промыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто решил опытным путем читать творения аввы Дорофея. Иноки, начав читать эту книгу, не расстаются с ней всю жизнь.

Творения аввы Дорофея исполнены глубокой духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения, а также раскрывают внутреннюю жизнь христианина, постепенное порождение его в меру возраста Христова. Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или ином случае, и тончайший анализ промыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто решил опытным путем читать творения аввы Дорофея. Иноки, начав читать эту книгу, не расстаются с ней всю жизнь. Автор: Авва Дорофей Исполнитель: Виталий Редько Издательство: Свято-Елисаветинский монастырь

Неделя двадцать четвертая по Пятидесятнице. Евангелие о силе Божией и вере человеческой Лк.8:41–56 (39 зач.). Святитель Николай Сербский (Велимирович) Когда сияющее солнце осветит камень, тот сам начинает сиять. Когда незажженная свеча соприкоснется с пламенем, и она начинает гореть. Когда магнит прикасается к какому-нибудь предмету, тот тоже намагничивается. Когда электрический провод коснется обычного, то и его электризует. Весь этот физический опыт есть лишь картина или притча, изображающие опыт духовный. Все, происходящее снаружи, - только иллюстрация того, что бывает внутри. Вся преходящая природа - своего рода сон о внутренней яви и рассказ о непреходящей действительности. Душа - явь тела, а Бог - явь души. Когда Бог коснется души, она становится живой и зрячей; когда душа коснется тела, оно становится живым и зрячим. От души тело получает и свет, и тепло, и магнетизм, и электричество, и зрение, и слух, и движение. Все это оно теряет, если душа от него разлучается. От Бога душа получает особый свет, и особое тепло, и магнетизм, и электричество, и зрение, и слух, и движение. Все это она теряет, если разлучается от Бога. Мертвое тело есть изображение мертвой, то есть отошедшей от Бога, души. Есть ли в этом огромном мире Кто-то, прикоснувшись к Которому мертвые души оживают и освещаются, и загораются, и магнетизируются, и электризуются жизненной силой? Есть ли на широчайшем и глубочайшем кладбище человеческой истории Кто-то, прикоснувшись к Которому мертвые тела встают, начинают ходить и говорить? Должен быть, иначе бы солнце и земля, зима и весна, магнит и электричество и все, что есть в природе, было бы отражением несуществующего - тенью без действительности, сном без яви. Воистину должен быть, иначе не явился бы на землю Господь наш Иисус Христос. А Он явился, чтобы показать людям явь и действительность, для которых вся природа со своими предметами и событиями - лишь картина, сон и сказка. Пришел Господь, чтобы доказать людям правдивость лекций солнца и земли, зимы и весны, магнита и электричества и всей сотворенной Богом природы, открытой и положенной перед человеком, как книга, им еще не прочитанная. Спаситель и есть то огненный столп в истории вселенной, от которого мертвые души получают свет, тепло, движение и силу притяжения. Он и есть то Древо Жизни, при соприкосновении с которым мертвые тела встают, начинают ходить и говорить. Он и есть чистый и благоуханный бальзам здравия, от которого слепые видят, глухие - слышат, расслабленные - ходят, немые - говорят, бесноватые - исцеляются, прокаженные - очищаются, больные становятся здоровыми. И сегодняшнее Евангелие приводит еще один пример, как от соприкосновения со Христом больные выздоравливали, а мертвые воскресали.


Творения аввы Дорофея исполнены глубокой духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения, а также раскрывают внутреннюю жизнь христианина, постепенное порождение его в меру возраста Христова. Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или ином случае, и тончайший анализ промыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто решил опытным путем читать творения аввы Дорофея. Иноки, начав читать эту книгу, не расстаются с ней всю жизнь.

Творения аввы Дорофея исполнены глубокой духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения, а также раскрывают внутреннюю жизнь христианина, постепенное порождение его в меру возраста Христова. Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или ином случае, и тончайший анализ промыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто решил опытным путем читать творения аввы Дорофея. Иноки, начав читать эту книгу, не расстаются с ней всю жизнь. «Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение, ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение; да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением» (Поучение 19).

«Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может все испортить. Резкое слово может на месяцы замедлить слияние душ. С обеих сторон должно быть желание сделать брак счастливым и преодолеть все, что этому мешает». — Страстотерпица Александра Федоровна.

Тропарь (от греч. τροπάριον — тон, лад, мелодия, или трофей) — краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые). Тропарь — одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие. Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Тропари дней седмицы. 1.Понедельник, Небесным чинам бесплотным. Тропарь, глас 4» 00:44 2. «Вторник, св. Иоанну Предтече. Тропарь, глас 2» 01:05 3. «В среду и пятницу, св. Кресту. Тропарь, глас 1» 00:28 4. «Четверг. Тропарь апостолам, глас 3» 00:27 5. «Четверг. Тропарь святителю Николаю, глас 4» 00:47 6. «Суббота. Тропарь всем святым, глас 2» 7. «Тропари воскресные. Тропарь воскресный, глас 1» 00:51 «Тропарь воскресный, глас 2» 00:42 «Тропарь воскресный, глас 3» 00:54 «Тропарь воскресный, глас 4» 00:46 «Тропарь воскресный, глас 5» 00:54 «Тропарь воскресный, глас 6» 00:51 «Тропарь воскресный, глас 7» 00:47 «Тропарь воскресный, глас 8» 00:24

Молитвы о здравии На помощь ближним Сборник молитв о здравии. 1. Канон за болящего. Читает архим. Даниил (Воронин) 25:11 2. Молитва Пресвятой Троице о болящем 00:45 3. Молитва ко Господу 01:04 4. Молитва 2-я ко Господу 00:55 5. Молитва Божией Матери пред иконой Ея «Целительница» 01:31 6. Молитва Божией Матери пред иконой Ея «Всецарица» 00:42 7. Молитва 2-я Божией Матери пред иконой Ея «Всецарица» 01:59 8. Молитва Архангелу Рафаилу 00:45 9. Молитва великомученику и целителю Пантелеимону 01:27 10. Молитва 2-я великомученику и целителю Пантелеимону 02:42 11. Молитва святым врачам 01:54 12. Тропарь, глас 4

Молитвы и богослужения Праздник Введения (Входа) во Храм Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым непереходящим праздникам Православной Церкви. Основанием служит церковное предание о том, как в трехлетнем возрасте родители торжественно ввели в Иерусалимский Храм Марию, будущую Богоматерь. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решились его исполнить. 1. «Господи, воззвах…» [с псалмами] (глас 1****). Стихиры на «Господи воззвах…» 03:50 2. «Днесь, вернии, ликовствуим…» (глас 1*) 06:13 3. «Слава, и ныне…». «По Рождестве Твоем, Богоневесто…» (глас 8*) 03:59 4. «Свете Тихий…» (глас 8**) 02:40 5. Паремии 05:12 6. «Бог Господь, и явися нам…» (глас 4**) 01:36 7. Тропарь праздника «Днесь благоволения Божия предображение…» (глас 4**) 01:43 8. Полиелей 06:00 9. Величание 00:55 10. Седален «Да радуется Давид…» 00:31 11. «От юности моея…» (глас 4) 00:55 12. Прокимен «Слыши, Дщи, и виждь…» (глас 4***/****) 03:51 13. Псалом 50 01:59 14. «Днесь Боговместимый храм…» (глас 4**) 02:31 15. Песнь 1. Канон праздника (глас 4 / глас 1*/**/*****) 05:42 16. Седален «Возопи Давиде…». Канон праздника (глас 4 / глас 1*/**/*****) 01:16 17. Песнь 6. Канон праздника (глас 4 / глас 1*/**/*****) 05:39 18. Кондак «Пречистый храм Спасов…» (глас 4*). Икос «Неизреченных Божиих и Божественных Таин…». Канон праздника (глас 4 / глас 1*/**/*****) 03:10 19. Песнь 9. Канон праздника (глас 4 / глас 1*/**/*****) 16:34 20. «Всякое дыхание…» (глас 1****). Канон праздника (глас 4 / глас 1*/**/*****) 03:02 21. Стихира на хвалитех «Свещеносицы девы…» (глас 1). Подобен «Небесных чинов…» (Напев Оптиной пустыни с исоном). Канон праздника (глас 4 / глас 1*/**/*****) 04:14 22. «Слава, и ныне…». «Днесь в храм приводится…» (глас 2**). Канон праздника (глас 4 / глас 1*/**/*****) 02:55 * знаменный распев ** знаменный распев с исоном *** валаамский распев **** валаамский распев с исоном ***** напев Троице-Сергиевой Лавры с исоном

Преподобный Никодим Святогорец. «Поучения» 1. «О величии Божественной Евхаристии» 13:59 2. «Отречение Петра» 17:44 3. «Наши грехи и неблагодарность к Богу» 12:00 4. «Что сделал Бог для нашего спасения» 09:24 5. ««Легкие» грехи» 12:59 6. «Стремление к наслаждениям» 10:38 7. «Учение Евангелия» 13:45 8. «Война, начатая Христом» 12:58 9. «Зло, гнездящееся в грехе» 09:12 10. «Жизнь Христа. 1. Его послушание родителям» 11:45 11. «Жизнь Христа. 2. Его труды» 12:36 12. «Жизнь Христа. 3. Его любовь» 17:00 13. «Размышления над притчей о блудном сыне» 11:52 14. «Наша любовь к Богу» 12:56 15. «Гордость — великое препятствие для нашего спасения» 11:18 16. «Лечение гордости» 13:41 17. «Бессильная вера» 11:00 18. «Грешащие с мыслью о последующем раскаянии» 11:35 19. «Две сети диавола» 11:25 20. «Искупление человека» 14:44

Ко Господу молитва в отчаянии сущих; Ко Господу молитва просительная; Ко Господу об обращении заблудших; Молитва ко Господу о даровании терпения.

Имя ярославского старца архимандрита Павла (Груздева) почитаемо на Валааме и на Афоне, в Москве и Петербурге, на Украине и в Сибири. Все, кто общался с батюшкой, кто слушал его рассказы, вспоминают в один голос, что уезжали от отца Павла как на крыльях. Архимандрит Павел прожил долгую жизнь (1910–1996), которая пришлась на самое трудное время как для нашей страны, так и для Церкви. Преследования за веру, тюрьмы, нищета — все это старец пережил сполна. Но трудности не сломили его: он всегда оставался добрым, жизнерадостным человеком, и сохранял непоколебимую веру в Бога. Возможно, это и привлекало к отцу Павлу людей, постоянно обращавшихся к нему за советом. Многие приезжали к батюшке в абсолютном отчаянии, ощущая себя загнанными жизнью в угол, а уезжали окрыленными, полными сил, решимости преодолевать любые невзгоды и надежды на помощь Божию. Сейчас жизненные советы о. Павла можно получить через книги. Они идут от его сердца, подкреплены мудростью и способны помочь в решении духовных и житейских проблем читателя.

1 Послание Апостола Петра (3:1-2,7) Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Апостола Павла 1-е послание к коринфянам (7:3) Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Апостола Павла послание к колоссянам (3:18-19) Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Апостола Павла послание к ефесянам (5:22-33) Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

В истории Церкви есть личности, ставшие настоящими светильниками для своей эпохи. Свет духовного гения таких людей и спустя многие столетия для последующих поколений христиан остается не менее живым и близким, чем для современников. Такой личностью для нас является святитель Иоанн Златоуст. Полтора тысячелетия Церковь с благодарностью пользуется бесценным наследием Златоуста. Кроме богодухновенных молитв Божественной литургии, Златоуст оставил нам толкования Священного Писания. И наконец, поучения и беседы святителя, получившего за свой чудесный дар слова прозвание Златоуст, на все века являются образцом и эталоном пастырского слова назидания и проповеди.

Слово Божие (цитаты из Библии) Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. Ис. 5,11 Работник, склонный к пьянству, не обогатится, и ни во что ставящий малое мало-помалу придёт в упадок. Сир.19,1 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. 1Тим.5,23 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу. Еф.5,18–19 Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших! Иоил.1,5 Вина и крепких напитков не пей … чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого. Лев.10,9–10 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет. Притч.21,17 Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоём. Тов.4,15 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Притч.23,29 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит. Притч.23,31 Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. Притч.23,20–21 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! Ис.5,22–23 ..били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же. Притч.23,35 Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. 1Кор.6,9–10

Если бы это была нечистота телесная, то ты мог бы, как и следует, очищать себя омовением в бане; но так как ты загрязнил и сделал нечистой всю душу, то ищи такого очистительного средства, которое могло бы смыть ее скверну; а если мы не сделаем этого, то, хотя бы исходили все речные источники, мы не в состоянии будем удалить даже и малейшей части этого греха. Блуд делает людей бесчестными, нищими, смешными и презренными у всех (людей), — делает то, что свойственно делать врагам; а часто он ввергал в болезни и опасности; многие же и погибли от блудниц... Не обнажай себя, человек, не отвергай от себя всеоружие Духа Святаго, чтобы не сделаться тебе для врагов легко победимым; возьми щит покаяния и отрази стрелы похоти. Сладок блуд, но вреден; тяжко целомудрие, но полезно. Лучше, конечно, совсем не быть знакомым с этим гнусным грехом; но если уже кто поскользнулся как-нибудь, то пусть употребляет наперед такие средства, которые могут устранить самую сущность греха, обещавшись никогда уже впредь не впадать в этот грех; а если мы, согрешая, хотя и осуждаем совершенный грех, но опять принимаемся за то же, то нам не будет никакой пользы от очищения. Блуд находит помощника в свойстве тела.... Где блуд, там обитает диавол.

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк.,26 зач., VI, 31-36

«Беседы на псалмы» святителя Василия Великого — одно из самых ценнейших творений, которое оставили нам в наследие святые отцы. «Псалом — тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность». — Святитель Василий Великий. ПСАЛТЫРЬ нужно читать всегда: утром, вечером, ночью, днём. Носите её с собой. Вот ночью не спится, проснулись, а рядом Псалтирь — читайте. На работу пошли с утра — читайте. В метро сели — читайте. Всегда надо читать. Я сам — честно говорю — каждый раз, когда беру в руки Псалтирь, думаю: «Господи, это же про меня, про нас, про всех, для нас». Читаешь — и просто пьёшь, пьёшь, пьёшь и не можешь насытиться. Псалтирь настолько глубокая, вечная книга. Пока Царство Божие не вошло в силу, пока не наступил этот союз Небесного Иерусалима с земной жизнью, Псалтирь — беспримерное молитвенное правило. Читай любой псалом, рассуждай, жуй, пой его ещё раз, ещё раз. Это всё бесценное, драгоценное, великое, вечное, и оно спасёт тебя. Это великая книга. Поэтому ночью и днём, утром и вечером, по дороге на работу или с работы, ложась в кровать или вставая, — где бы ни был Псалтирь, везде всё хорошо, везде всё во славу Божию, это всё святое. Поэтому изучайте эту книгу, упражняйтесь и спасайтесь ею, она велика. Протоиерей Андрей Ткачев

Точное изложение православной веры, написанное преподобным Иоанном Дамаскиным, есть одно из замечательнейших святоотеческих творений. В этом творении даются точные, достаточные определения и объяснения основ христианской веры. Это трактат, который оказал определяющее воздействие на дальнейшее развитие христианской богословской мысли. Отличительной чертой труда преподобного является стремление прояснить все спорные вопросы, мешающие четкому пониманию Никео-Цареградского Символа веры. Иоанн Дамаскин стремился исключить из изложения суммы христианского знания всё, считавшееся им наносным, показать здравость и непротиворечивость его образа. 2. «Книга I. Глава 1. О том, что Божество непостижимо и что не должно делать исследований и обнаруживать любопытство относительно того, что не передано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами» 04:01 3. «Глава 2. О том, что может быть выражено речью и что не может, и о том, что можно узнать и чего нельзя» 04:31 4. «Глава 3. Доказательство того, что Бог существует» 05:51 5. «Глава 4. О том, что есть Бог? О том, что Божество — непостижимо» 04:36 6. «Глава 5. Доказательство того, что Бог — один, а не много богов» 03:33 7. «Глава 6. О Слове и Сыне Божием, доказательство, заимствованное из разума» 02:21 8. «Глава 7. О Святом Духе, доказательство, заимствованное из разума» 05:08 9. «Глава 8. О Святой Троице. О различии трех Ипостасей; и о деле, и разуме, и мысли» 34:02 10. «Глава 9. О том, что говорится о Боге» 04:04 11. «Глава 10. О Божественном соединении и разделении» 02:05 12. «Глава 11. О том, что говорится о Боге телесным образом» 04:21 13. «Глава 12. О том же. Еще о Божественных именах, подробнее» 10:08 14. «Глава 13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. О месте Ангела и души и о неописуемом. Свод сказанного о Боге: и Отце, и Сыне, и Святом Духе. И о Слове и Духе» 12:06 15. «Глава 14. Свойства Божественной природы» 04:03

В настоящее издание вошли проповеди святителя Луки (Войно-Ясенецкого), произнесенные им в разные годы в период Великого поста. Многие из них имеют апологетическую направленность, святитель обличает заблуждения и рассматривает духовные проблемы современного человека. Язык проповедей отличается живостью и доступностью.

Этот катехизис обычно называют «Филаретовским»: его составил по поручению Священного Синода Преосвященный святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Катехизис свт. Филарета впервые был издан в 1823 году. Благодаря чёткости содержащихся в нём формулировок, ясному и доходчивому изложению материала он сразу же превратился в бестселлер. Вскоре после выхода в широкую печать понадобилось его переиздание. После этого он переиздавался снова и снова. По сей день этот труд пользуется уважением и популярностью среди верующих.

Отец Алексий Мечёв причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Канонизация его совершилась на Божественной литургии в храме Христа Спасителя 20 августа 2000 года. В 2001 году, на праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, совершилось обретение мощей святого Алексия. Когда стала видна крышка гроба, в воздухе разлилось дивное благоухание, напоминавшее аромат святого мира. В настоящее время мощи святого праведного Алексия Мечёва находятся в московском храме святителя Николая в Кленниках. Имеется множество свидетельств благодатной помощи в различных нуждах по молитвам к старцу. Много таких случаев было отмечено при восстановлении храма, где служил святой. На опыте известно, что когда в скорби обращаются к нему: «Батюшка отец Алексий, помоги!», помощь приходит очень скоро, ибо святой праведный Алексий стяжал от Господа великую благодать молиться за тех, кто к нему обращается.

Силуан Афонский (1866 - 1938), схимонах, преподобный Память 11 сентября, в Соборах Афонских преподобных, преподобных русских Святогорцев, а также в Соборах Воронежских, Липецких и Тамбовских святых В миру Семен Иванович Антонов, родился в 1866 году в селе Шовском Шовской волости Лебедянского уезда [1] Тамбовской губернии в крестьянской семье. Большая и дружная семья жила бедно, однако отец, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам и беседовал с ними о Боге и христианской жизни. С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. О родителях своих он всегда говорил с особым благоговением, а об отце часто любил повторять: "...Хотел бы я иметь такого старца, он никогда не раздражался, всегда был кроткий и ровный. Когда случится в доме беда, он остается покоен. После пожара ему говорили: "Ты, Иван Петрович, погорел", а он отвечает: "Бог даст, поправлюсь". Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: "Смотри, у нас воруют снопы", а он: "Э, сынок, Господь нам уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, - стало быть, у него нужда есть". Со временем юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь, он хотел принять постриг в Киево-Печерской Лавре. Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть. Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон. Осенью 1892 года он прибыл русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Первым послушанием стала работа на мельнице. В 1896 г. пострижен в монашество с именем Силуан. В самом начале молитвенного подвига он пережил такого рода искушения, о которых можно прочесть в древних патериках и наблюдать их массовый характер в наши дни: искушение подмены, прельщение чудесными явлениями, дающими ложную духовность. Однажды ночью келия брата Симеона наполнилась страшным светом, пронизавшим даже тело его, так что он увидел свои внутренности. Помысел нашептывал ему: "Прими - это благодать", душа смутилась, и дух покаяния отступил от нее. Потом старец сокрушенно скажет, что "всю жизнь надо плакати о грехах своих - таков путь Господень", - и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других "возводящих на небо" учений, питающих гордость человеческую. В 1911 году пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. Нес послушание монастырского эконома, заведовал мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой. Своих учеников он не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. "Трудно жить без старца, — говорил он впоследствии. — Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению". Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде. Спал он сидя, один-два часа в сутки урывками по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве. В непрестанной борьбе прошло пятнадцать лет. И однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: “Господи... что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом?.. чтобы смирилась моя душа?”. И был ему ответ в сердце от Бога: держи ум твой во аде, и не отчаивайся. Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению. Он писал записки, опубликованные в 1952 г. его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым) Скончался 24 сентября 1938 г. во втором часу ночи, поболев перед смертью чуть больше недели. Был погребен в тот же день вечером в 4 часа. Афонское монашество в своем трезвом недоверии к человеку держится правила: "Никого прежде конца не ублажай". Уже после кончины старца отцы афонские говорили: "Теперь видим, что старец Силуан достиг меры святых отцов... Кончина его в этом убедила". Незадолго до смерти в ответ на вопрос: "Старец, Вы хотите умереть?" он сказал: "Я еще не смирился", но все его поведение в монастырской больнице было исполнено сокровенного смирения и тишины.

Больше молитесь, ходите в церковь, пока есть возможность, особенно на Литургию, на которой приносится Безкровная Жертва за грехи всего мира. Почаще исповедуйтесь и причащайтесь Тела и Крови Христовой и вас Господь укрепит. Преподобный Лаврентий Черниговский

https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/vyritskij-chudotvorets-prepodobnyj-serafim-muravev/ по ссылке можно найти более подробно: Житие Василия Муравьева Инок Варнава Иеросхимонах Серафим Отче Серафиме Удивительные дарования Аскетические подвиги преподобного Серафима Вырицкого Прозорливость отца Серафима Другие удивительные чудеса вырицкого старца Чудесные исцеления, совершенные отцом Серафимом Блаженная кончина отца Серафима Пророчества о судьбах России Вырица

Преподобный Аристоклий Московский – один из самых любимых москвичами святых. Его мощи были 15 лет назад обретены на Даниловском кладбище и из Данилова монастыря перенесены на Афонское подворье в Москве (ул. Гончарная, 6), где ныне и почивают.

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) - ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, - вспоминает духовное чадо старца, - мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный...». Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках. - Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце. - Замечания делай не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого.

Наставления Оптинских старцев: 1. «Наставления прп. Льва (Наголкина)» 01:31 2. «Наставления прп. Моисея (Иванова)» 00:48 3. «Наставления прп. Антония (Путилова)» 02:03 4. «Наставления прп. Илариона (Пономарева)» 01:01 5. «Наставления прп. Амвросия (Гренкова)» 05:09 6. «Наставления прп. Анатолия (Зерцалова)» 00:56 7. «Наставления прп. Иосифа (Литовкина)» 00:53 8. «Наставления прп. Варсонофия (Плиханкова)» 01:01 9. «Наставления прп. Анатолия (Потапова)» 01:49 10. «Наставления прп. Никона (Беляева)» 04:18 11. «Молитва Оптинских старцев»

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) - последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе, твердо стоя в своем исповедании: “От креста своего не побегу!” В тридцатых годах, во время гонений на церковь многие иеромонахи были арестованы, но и в тюрьмах и лагерях благодаря молитвенникам Оптинской Пустыни продолжали теплиться в сердцах людей любовь и вера. В 80-х годах ХХ века возродилась духовная жизнь Святой Обители, возродились и традиции Оптинского Старчества. Нескончаем поток паломников в Оптину Пустынь и по сей день. В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославления преподобного Амвросия Оптинского, а 10 июля 1998 г. были обретены мощи преп. Амвросия вместе с мощами ещё шести Оптинских старцев. 26-27 июля 1996 г. тринадцать Оптинских Старцев были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. В 2000 году преподобные Оптинские Старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) - исповедник веры, выросший в меру старца в тридцатилетнем возрасте, ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник. - Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно... - На кощунствующих надо смотреть как на больных, от которых мы требуем, чтобы они не кашляли и не плевали... - Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам. - “Иисусова молитва” заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его. - Что лучше: редко или часто приобщаться Св. Христовых Тайн? — сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя — Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое не достоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству. - Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам. - Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем. - Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей... - Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все. - Терпение есть непрерывающееся благодушие. - Спасение ваше и погибель ваша — в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители. Незадолго до революции старец стал ходить с красным бантом, предсказывая грядущие события. У него была птичка, которая свистела, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, пришедших с пустыми горестями; имелся волчок, который он заставлял запускать известного профессора; были детские книжки, которые старец давал читать представителям интеллигенции. В начале ХХ в., ознаменовавшегося интеллектуальной революцией, преподобный советовал жить и учиться так, чтобы ученость не мешала благочестию. - Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: “Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего”. - Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, не он ей, то есть человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему. - Ищите во всем великого смысла! Молитесь просто: „Господи, даруй мне благодать Твою!“ На вас идёт туча скорбей, а вы молитесь: „Господи, даруй мне благодать Твою!“ И Господь пронесёт мимо вас грозу. Отец Нектарий отзывался о себе так : «Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев. А мы малы – у нас кот». Или: «Как могу я быть наследником прежних старцев? Я слаб и немощен. У них благодать была целыми караваями, а у меня ломтик».

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922) - любвеобильный батюшка, прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. - Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма — не был бы он скучен. - Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания! «Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя... Пред кончиною своею будешь благодарить Бога не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет душа твоя возноситься к Богу» http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/122485/prorochestva-prepodobnogo-anatoliya-optinskogo/ Пророчества преподобного Анатолия Оптинского Тайна новой, благодатной жизни христианской заключается в следовании Христовым заповедям и познается смирением и покаянием, исполненным любви

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) - скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Умудренный долгой жизнью в миру, умел видеть "знамения времени" и наставлял своих духовных чад в готовности "пострадать за веру даже до смерти". Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние. - Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда — гибель. МОЛИТВА ИИСУСОВА /Преподобный Васонофий Оптинский/ Ее начало – тесный путь. Душе тревожной негде отдохнуть. Болезни и труды, великие страданья, Смущений вихрь, презренье, порицанье Подвижника встречают; видит он, Как скорби возстают со всех сторон, И он стоит исполненный сомнений, Тревожных, тяжких дум, недоумений, Томлением объятый и тоской. Неведомы ему ни радость, ни покой, И помощи не ждет он ниоткуда, Как только от Спасителя Христа. А злобные враги кричат ему отвсюду: "Уа! Да снидет со креста!" Мой друг о Господе! Дерзай! Не прекращай великой, тяжкой битвы, И поле бранное отнюдь не покидай – Не оставляй божественной молитвы! Пребуди в подвиге до смерти, до конца: Победа ждет тебя, духовного борца. Души твоей да не смятутся кости, Да не колеблются твердыни и столпы, Когда приступят к ней злокозненные гости – Бесовских помыслов несметные толпы. Всемощным именем Господним их срази; Гонимы Им, разсеятся врази! Покрывшись мудрости исполненным смиреньем, Сей ризою нетленной Божества, Невидимым врагам душевного спасенья Не доставляй победы торжества! Безропотно терпи обиды и гоненья. Не оставляй прискорбного пути – Духовных благ священного залога; Живи для вечности, для Бога, Единой истинной и вечной красоты, – Всю жизнь Ему всецело посвяти. Откинув ложные надежды и мечты, Мужайся в подвиге суровом, И узришь жизнь во свете новом. И час пробьет, настанет время, Духовная твоя умолкнет брань, – Страстям невольная мучительная дань; И с радостию ты поднимешь бремя Напастей, бед, гонений и скорбей. В душе твоей свободной от страстей Исчезнут тяжкие сомненья и тревога, И свет духовный возсияет в ней, – Наследнице небесного чертога, Мир чудный водворится – рай, И с Господом ее свершится единенье. Исчезнет без следа твоя печаль, И ты увидишь, полный изумленья, Иной страны сияющую даль, Страны живых, страны обетованья – Грядущего за подвиг воздаянья, Желаний твоих край... "Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий. Ищущие Христа обретают Его, по неложному евангельскому слову: Стучите и отверзется вам, ищите и обрящете [ср.: Мф. 7, 7], в доме Отца Моего обителей много [Ин. 14, 2]. И заметьте, что здесь Господь говорит не только о небесных, но и о земных обителях, и не только о внутренних, но и о внешних". "Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию — это и есть внешняя обитель. Исполняет же душу покой мира и радования — внутренняя обитель, которую готовит Господь любящим и ищущим Его". "Не читайте безбожных книг, оставайтесь верными Христу. Если спросят о вере, отвечайте смело. Нельзя научиться исполнять заповеди Божии без труда, и труд этот трехчастичный — молитва, пост и трезвение…." "Жизнь есть блаженство… Блаженством станет для нас жизнь тогда, когда мы научимся исполнять заповеди Христовы и любить Христа. Тогда радостно будет жить, радостно терпеть находящие скорби, а впереди нас будет сиять неизреченным светом Солнце Правды — Господь… Все евангельские заповеди начинаются словами: Блажени — блажени кротции, блажени милостивии, блажени миротворцы… [ср.: Мф. 5, 3–12]. Отсюда вытекает, как истина, что исполнение заповедей приносит людям высшее счастье".

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) - ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву. - Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начнем роптать. - Что трудом приобретается, то и бывает полезно. - Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) - приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя – двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников. «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в этой святой обители, где вы положили начало иноческой жизни, и оканчивайте дни свои».

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) - скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения и молитвенного делания. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается. - Мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать. - Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка... и гадят. - Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно — об этом мы не знаем. Он — Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй. - Пожалей, и не осудишь.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) - великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Под шутливостью скрывавший великие духовные дарования, "столп старчества" Оптиной. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью. - Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем. - Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение. - Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. Оттого некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются... а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или после скажу, а придем каяться и нечего сказать. Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью. Кончина (день памяти): 10/23 октября 1891 г.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку». Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку, - говорил он перед своей кончиной. - Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: “Стерплю это я для Иисуса Христа!”. Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно. Кончина (день памяти): 7/20 августа 1865 г.

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) - кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители: стену-ограду с семью башенками, новые братские корпуса, трапезную, библиотеку, гостинницы, конные и скотный дворы, черепичный и кирпичный заводы, мельницу, братское кладбище и весь скит. И нередко все это строилось только для того, чтобы дать работу и прокормить местных жителей в голодные годы. При нем развели огромные огороды и фруктовые сады. Этим помогли бесчисленные паломники притекавшие в Оптину, зато других кормили бесплатно, даже когда и сам монастырь нуждался. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея. - Если кому когда милование какое-нибудь сделаете — за то помилованы будете. Дни памяти: День рождения – 15/28 января 1782; Кончина (день памяти) – +16/29 июня 1862; Обретение мощей – 13/26 декабря 1994; 24 октября в Соборе Оптинских Святых

Иеросхимона́х Мака́рий (в миру Михаил Николаевич Иванов; 20 ноября (3 декабря) 1788 —+ 7 (20) сентября 1860). Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях – это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет», - говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860 г. «Каждому из нас предлежит испытание веры, но не всем в одно время, и не в одних и тех же вещах; один испытывается бедностью, обременен семейством, не имея дневного пропитания; другие лишением чести, бесславием, иной из богатства переходом к нищете, иной чрез несогласность партии, недобрым поведением детей, снедается сердечной печалью или скорбит, не имея детей —надежды и подпоры старости его, иной лишением супруги, друга, брата, детей, родителей и родственников и прочими многими пестровидными скорбными приключениями отягощаются, но всё сие происходит по всепремудрым и недоведомым судьбам Божиим».

        
+74991217392
Севастопольский пр., 28, Moscow, +7499 1217392, Российская Федерация
Перейти на основной сайт
sc